Каковы перспективы развития рынка растительных альтернатив в России?

На днях состоялась презентация исследования инвестиционного потенциала российского рынка пищевых технологий, подготовленное агентством J’son & Partners по заказу Московской биржи при экспертном участии ГК “ЭФКО”.  По этой ссылке вы можете ознакомиться с документом.  
Но так как исследование составляет 375 страниц, мы выделили наиболее важные моменты, связанные с растительными и культивируемыми альтернативами. В скобках указаны номера страниц, чтобы вы смогли более подробно изучить интересующие вас темы!
Некоторые данные могли устареть, так как исследование проводилось в мае-октябре 2019 года.

  • К 2025 году будет создан рынок культивируемого мяса объемом более $200 млн., а к 2032 — почти $600 млн. А рынок растительных альтернатив в ближайшие 10 лет может составить 10% мирового рынка мяса  и перерасти в индустрию стоимостью $140 млрд. (19 стр.)
    Объем рынка альтернатив рыбы по прогнозам составит более $300 млн. к 2025 году.
    Прогнозируемый объем рынка альтернативных молочных продуктов, разработанных с использованием новых технологий, составляет около $350 млн.
  • Ключевым барьером в развитии российского рынка сельскохозяйственных биотехнологий является принятый в 2016 году закон о запрете ГМО. Положительным моментом является принятая в России программа по развитию биотехнологий на период 2019-2027, на реализацию которой планируется направить 127 млрд. рублей. (29)
  • Разница в потреблении продуктов соответствует разнице в доходах и доле затрат на продукты питания семьи. Доходы в России в 6-8 раз ниже чем в США (при сопоставимом уровне цен на продукты), а доля расходов на продукты составляет 50% в России и 11% в США от расходов домохозяйств. (32)
  • Регулирование культивируемого мяса в США и Европе (68-69)
  • Сфера FoodTech начнет привлекать все больше внимания со стороны венчурных инвесторов.
    Ярким примером доверия инвесторов к потенциалу инновационных технологий в сфере продуктов питания в 2019 году стал выход на IPO компании Beyond Meat, разрабатывающей растительное мясо. С момента выхода на IPO Beyond Meat подорожала на 734%, и ее капитализация уже превышает $12 млрд. Общая сумма привлеченных инвестиций Impossible Foods (второй крупный игрок на рынке мяса из растительного сырья) составляет почти $1,3 млрд (мы обновили цифры из отчета, так как они не учитывали  $500 млн инвестиций в марте 2020) (95)
  • Технологические стартапы в области FoodTech вызывают интерес не только у венчурных инвесторов, но и у крупных игроков мирового рынка пищевой индустрии.
    Например, американская корпорация Cargill приобрела долю в стартапе Memphis Meats (компания занимается разработками в области культивируемого мяса). В технологии альтернативного мяса и прочие направления Foodtech также инвестируют концерн Tyson, Unilever, Nestle, JBS и другие. Фармацевтический гигант Merck совместно с европейским мясокомбинатом Bell Food Group вложились в голландский стартап Mosa Meat (95).


    Почему крупные компании по производству мяса начинают выпускать растительные альтернативы?


  • Про различия подходов Impossible Food и Beyond Meat к производству растительного мяса (143-146)
  • Микроводоросли как альтернативный источник белка, пример компании Triton Algae Innovations (147-150)
  • Ключевые тренды в сегменте технологий производства мяса из растительного сырья (150-153):1. Приход в сегмент растительного мяса мировых пищевых гигантов:

    На рынок растительного мяса в Европе уже вышел Nestle (Garden Gourmet Incredible Burger из смеси соевого и пшеничного белка продается в 11 странах), планирует начать продажи и в США под брендом Awesome Burger, попутно избавившись от своего мясного бизнеса.
    Unilever в конце 2018 г. купил The Vegetarian Butcher — голландского производителя растительного мяса (продажи в 17 европейских странах).

    Tyson Foods продал свою 6,5% долю Beyond Meat до его IPO и запустил собственный растительный суб-бренд Raised & Rooted139, начав с «куриных» нагетсов (смесь изолята горохового белка и других растительных ингредиентов).2. Ставка на традиционные источники растительного белка и красители

    Необходимость активного захвата рынка как у поставщиков традиционных мясных продуктов, так и более выраженной маркетинговой компании среди вегетарианцев.

В России большой потенциал у компании Greenwise. Ее продукты состоят из соевого изолята, пшеничного глютена, оливкового масла, натуральных специй и фирменной веганской вкусоароматики. На сегодня компания предлагает растительное мясо (58% белка), а также растительные джерки со вкусом говядины, баранины и белых грибов.

Также стоит отметить других производители продуктов на базе пшеничного белка (в основном, колбасы различных сортов): АПК «Кукуйка», «ВЕГО», «Вегановъ», «Высший вкус».

  • Новые (альтернативные) источники белка (163)

Ключевая тенденция, характерная для мирового рынка новых источников белка (в том числе, на растительной основе), — это выход из нишевого (вегетарианского) сегмента в глобальную необходимость массового использования. Понимания этой необходимости определяется (и стимулируется) несколькими ключевыми факторами:

1. Рост населения и потребности в белках

По оценкам ООН к 2050 году мировое население достигнет 9.7 млрд. Урбанизация и рост среднего класса приведут к дополнительному повышению спроса на мясо. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, миру придется производить на 70% больше еды, что с текущими технологиями практически невозможно.

2. Климатические аспекты, водные и земельные ресурсы

3. Резистентность к антибиотикам и здоровье населения

Антибиотики используются не только для лечения сельскохозяйственных животных, когда это необходимо, но и в целях профилактики, в том числе, для обработки помещений, при перевозке животных, в качестве добавок в корма для улучшения набора мышечной массы и снижения смертности среди молодняка.

Одно из следствий избыточного использования антибиотиков в сельском хозяйстве — наличие остаточных их количеств в продуктах питания животного происхождения: мясе крупного рогатого скота, птице, яйцах, молоке и в искусственно выращенной рыбе. Вследствие избыточного использования антибиотиков, появляется устойчивость к ним — причем, не только у болезнетворных бактерий, но и так называемых условно патогенных микроорганизмов, которые в норме не опасны для человека, но при ослаблении иммунитета способны вызвать болезнь.

4. Гуманистические факторы

Увеличивая потребление растительного мяса, мы уменьшаем количество страданий на фермах

  • Безлактозное молоко и молочные продукты — новые технологии. Заслуживающий внимание пример компании Mooala, производящей молоко из бананов  (167-8)
  • Заменители яиц (169)
  • Рыночные риски и барьеры на мировом рынке растительного и культивируемого мяса (175-179):1. Высокая стоимость

    2. Этические барьеры
    Многие потребители сталкиваются с психологическими барьерами в потреблении выращенных в лаборатории продуктов и могут предпочесть знакомый вкус настоящих мясных продуктов.
  • Про ключевые компании и стартапы по растительным и культивируемым альтернативам (181-184)
  • Greenwise и культивируемое мясо в России (188)

 

    Алексей Иванов
    Алексей - координатор проекта "Едим лучше". Любит брать интервью у шеф-поваров и производителей, изучать тренды на рынке растительных альтернатив, фалафель и кофе. Уверен, что будущее - за растительным питанием, однако над этим надо много работать.