Поколение Z переходит на зеленое

Достаем еще одно интервью из архива! В конце прошлого года мы поговорили с молодыми ребятами — представителями поколения Z — о том, почему, еще учась в школе, они сделали выбор в пользу растительного рациона питания, про их любимые кафе в Петербурге, с какими проблемами они сталкиваются на этом пути и как их решают!

 — Привет, ребята! Расскажите немного о себе.

Анта: 
— Мне 16 лет. Мы с Андреем учимся в физико-технической школе. Нам нравится там учиться, но не нравится еда в школьной столовой. Из растительных продуктов там обычно есть что-то одно: макароны, гречка или рис. Пару раз замечала даже овощной суп! Но обычно я готовлю дома что-то типа соевого фарша с кокосовыми сливками, беру с собой в школу и поливаю этим гречку или макароны. Получается царский обед! Друзей угощаю, всем пока нравилось. А мой любимый завтрак — бутерброд с тофу. Без него я не могу нормально функционировать!

Андрей: — Мне 17 лет. Я тоже люблю готовить, но что-то попроще. Например, картошку с лечо. 

— Был ли переход  на растительное питание постепенным или резким?

Анта: — Еще лет в 11 я пробовала не есть мясо, но делала это эпизодически и очень неосознанно. Скорее, чтобы перед друзьями выпендриваться этой особенностью, ну вы знаете, как это бывает. Только в 8 классе я всерьез вернулась к этой идее и стала придерживаться вегетарианства. Но после того, как спустя год изучила тему про молочную и яичную промышленность,  я исключила из рациона любые продукты животного происхождения. Думаю, что я сделала это ради эксперимента, но я подписалась на всякие веганские блоги и желания отказаться от веганства никогда не возникало. Правда, я не могу назвать себя человеком, который питается очень правильно. Но я и на обычном питании не очень за этим следила. Смысл ведь не в этом.

«Я не думаю, что люблю животных больше, чем другие люди. Но когда ты изучаешь темы, связанные с животноводством, то становится грустно за них и не хочется продолжать этому способствовать» 

И я не люблю овощи, ем их только в бутербродах. И когда я перешла на веганство, то думала, что придется аскетично страдать и есть сугубо овощи и зелень — в помощь животным. Всю неделю я плакала, как и подобает любому уважающему себя аскету, а потом  решила узнать, как справляются с этим другие люди. Я живу на Васильевском острове и вдруг оказалось, что в 2 шагах от меня находится магазин В12. Когда я пришла туда, ребята как будто сказали: «Хей, у нас есть еда!»

До этого я часто ела то, что готовила мама. Но так как она всегда использовала продукты животного происхождения, я поняла, что мне нужна большая независимость и пошла работать в В12 курьеркой, чтобы покупать веганскую еду для себя. Это было очень прикольно: поработала, поела, поработала, поела, еще и помогла великой идее ненасилия.

А еще большое влияние оказал на меня Петр Грачев. У него есть песня «Питер, верните соевое мясо!».  

Андрей: — Учитель показал фильм про промышленное животноводство и это сильно повлияло на меня. Родители поняли и помогают как могут. Мама — сама вегетарианка. Довольно часто готовит еду, проявляет понимание и заботу.

В12 у меня рядом с домом нет, но есть «Перекресток», где можно найти, например, тофу и другие продукты. Рацион мой может не очень разнообразный — у меня не возникало резкого желания изучать подробнее, но возможно когда-то начну. Что-то другие ребята подсказывают. 

Анта: — Порой очень сложно бывает, когда что-то болит. Например, у тебя сухость кожи или живот крутит, а мама говорит: «Все понятно: это потому, что ты мясо не ешь. Какой смысл идти лечиться, если в больнице скажут, что надо просто мясо есть».  Но все-таки родители у меня — понимающие люди и делают это наполовину иронично. 

Когда мы ходим в кафе — сначала на меня все злились. Но потом самим друзьям понравились некоторые продукты. У меня есть подружка, например, пока не веганка, но она регулярно покупает и готовит все то же соевое мясо. Оно вкуснее и дешевле, отличный выбор для студентов.
Если вы где-то тусуетесь, то просто заказываете большую пиццу из Veggie Box за 500 рублей на двоих — и все довольны. Также я узнала, что пирожки в макдаке веганские: которые без белого соуса на картинке. 


Было два фестиваля «Знак равенства», на первый я просто пришла, а на второй уже пришла волонтеркой. Там я встретила много клевых ребят и блогеров, завела друзей. Веганский мир — он очень молодой еще, и все поддерживают друг друга. Здесь нет конкуренции. Все частные производства друг друга бесплатно рекламируют и все такое, это удивительно. 
Когда я подписалась на различные паблики и инстаграм-аккаунты, то начала узнавать о других аспектах, связанных с веганством. Из любимых блогеров — Green_Guardian_. Она делает отличные обзоры почти на все: от моющих средств до еды в «Пятерочке». Недавно даже завела аккаунт vegan.russian, посвященный веганским продуктам из любых магазинов. 

Еще есть Михаил Веган, но проблема в том, что он использует в рецептах много не самых дешевых продуктов, не все из которых я могу себе сейчас позволить. 

Также я подписана на все кафе. Любимое — Veggie Box. В Hood ещё не была, но покупаю их замороженные бургеры в В12. На крауфандинг Daner Pizza перевела все деньги, которые были. А FIKA — красивое место, чтобы сходить на свидание. 

Андрей: — Я также люблю Veggie Box и Джаганат. Везде мне нравится очень теплая  атмосфера. Когда ко мне приходят в гости, я всегда стараюсь приготовить что-то интересное.  И каждый раз друзья говорят «Как вкусно!», но не хотят начать питаться так сами. Когда я спрашиваю почему, они отвечают, что с родителями может быть сложно. Чего-то стесняются.
У меня есть друг с лишним весом. И он, когда попробовал мое блюдо и узнал, что оно менее калорийное, чем многие мясные блюда, то сказал, что тоже хотел бы так питаться. Однако он боится, что его отдадут в детдом. 

— Какое у вас самое любимое блюдо?

Анта: — Любимый рецепт – макароны с соевым мясом, тофу, сырными дрожжами, грибами, овощами и кокосовыми сливками. Короче, все, что в холодильнике окажется. Все сварить, пожарить, перемешать — получается очень вкусно и всегда нравится тем, кто редко ест растительные блюда!  

Андрей: — А я очень люблю жаренную картошку с лечо. Анта и в это блюдо всегда готова добавить кокосовые сливки, но на мой взгляд это — уже перебор.

Анта: — В плане поездок — в Европе лучше. Часто мы готовим сами, но во многих кафе есть полноценные растительные опции. А в России же — часто только картошка или гарниры.
Если у меня есть выбор пойти в веганское кафе или в кафе с растительными опциями, я предпочту первое. Несмотря на все, меня смущают веганские опции в обычных кафе. Конечно, я не против этого — это здорово. Но мне сложно смотреть на продукты животного происхождения вокруг меня. И мне очень важна атмосфера. Растительные опции в невеганских местах важны скорее для того, чтобы люди, которые едят мясо, посмотрели и узнали, что так можно. Ну и для того, чтобы мы могли туда забежать, если вдруг совсем не хватает времени. При этом, иногда это важно с точки зрения спроса: если веганское блюдо пользуется популярностью, в кафе появляется больше растительных позиций. И наоборот, веганство сейчас — быстро развивающаяся социальная ниша, кафе должны либо успевать за тенденциями, либо уступить место тем, кто успевает.

Андрей: — Мне в жизни не хватает поддержки во многих начинаниях. Чаще всего я ем в плохо освещенной маленькой кухне из кастрюли. И когда я прихожу в любимые кафе, то чувствую эту поддержку и хорошую атмосферу.

Анта: — Но вообще, хорошо, чтобы в школьной столовой начали готовить, например, соевое мясо, это дешевле и готовить его в 3 раза быстрее. На самом деле, я не понимаю, почему соевое мясо не готовят вообще все. Оно же настолько дешевое, что его можно сделать вкусным и продавать в десять раз дороже, минусов просто нет.

 Мы начали инициативу по сбору пластика в школе. Со столовой, думаю, тоже  получится как-нибудь разобраться в дальнейшем! 

«Вообще, у меня хорошее предчувствие насчет будущего — я считаю, что мы победим. Мы уже начали побеждать»


Текст – Алексей Иванов
фото – Дмитрий Цветков

 

 

Алексей Иванов
Алексей - координатор проекта "Едим лучше". Любит брать интервью у шеф-поваров и производителей, изучать тренды на рынке растительных альтернатив, фалафель и кофе. Уверен, что будущее - за растительным питанием, однако над этим надо много работать.