Интервью с Григорием Кустовым, шеф-поваром «Рада и К»

В этом году одному из первых вегетарианских кафе Петербурга «Рада и К» исполняется 8 лет. Представители проекта «Едим лучше» сходили в заведение, чтобы узнать, почему новый шеф-повар начал кардинально менять концепцию заведения и что он думает о будущем растительной кухни.
Еще недавно Григорий Кустов развивал в Москве сеть кафе здорового питания GreenPoint. Но когда проект заморозили, он переехал в Петербург, чтобы продолжить это дело здесь.

Как давно вы уже в ресторанном деле?

Больше 4 лет. У меня есть свое собственное видение того, как готовить вкусно и полезно, а вот формального поварского образования нет – все идет от души, и подкрепляется профессиональным опытом. Настоящим открытием стала для молекулярная кухня, с одной стороны, это про сочетания, которые на уровне молекул подходят друг другу, с другой — это такая интересная особенность именно вегетарианской кухни, «the things that cannot be and yet they are»: вегетарианская «колбаса», салат «шуба» без сельди, но с водорослями, гороховый суп с копченой паприкой… Всё это по вкусу ориентируется на традиционную русскую мясную кухню, но никаких животных продуктов там нет. Пользы и радости намного больше.

Расскажите подробнее про GreenPoint.

Во-первых, GreenPoint переезжает в Петербург.  Это отличный формат — здоровый фастфуд. Мне кажется, это очень актуально сейчас для Петербурге, и я думаю, что только в этом – будущее. На базе «Рада и К» мы планируем сделать фабрику-кухню для дальнейшего развития маленьких точек со здоровой вегетарианской едой. «Рада и К» — место в своем роде легендарное, со своими традициями, своим стилем в кулинарии; это очень большая отлаженная система, команда, и я надеюсь задействовать эти мощности для открытия новых точек.

Для меня важно, чтобы было интересно прийти в заведение. Вегетарианство и веганство — это диеты будущего, никаких сомнений. У меня веганство вызывает футуристические ассоциации, в «Рада и К» уже появились левитроны, голографы — всех зовем посмотреть. То же касается и кухни. Все меняется и, например, просто пельмени – это уже не так интересно. Хочется, чтобы они были разноцветные. И мы работаем над такими вот классными фишками.

Следите за маркетинговыми исследованиями, связанными с веганской тематикой?

В какой-то момент понял, что если всем говорить,что блюдо – веганское, то многими это воспринимается как некое сектанство. У многих есть предрассудки и они не до конца осведомлены. Иногда проще позиционировать вегетарианство и веганство в первую очередь как здоровое питание, и ведь так оно и есть. Люди привыкли к вызовам, и сама концепция заведения – ЗОЖ-фастфуд – тоже вызов. Как может быть одновременно фастфуд и ЗОЖ?

Примечание: Исследования, проведенные фирмой Mattson в 2017 году, показали, что определение «растительный» в сравнении с термином «веганский» кажется потребителям более здоровым, вкусным и доступным.

Надо изучать и пробовать новые подходы. Все внимание деталям: блюда в формате «с собой» — в открытый доступ, для интровертов мы делаем удобное меню: они еще не зашли, но уже знают, что смогут заказать без необходимости спрашивать у персонала. Подходящая музыка, конечно, также важна. Таких мелочей тысячи, мы за всеми пытаемся сейчас уследить, слегка перенастроить ансамбль, сориентировать на посетителя.

Почему в ваших кафе много веганских блюд?

Веганство – шаг в сторону пользы в том числе. Сейчас вообще нет молочных продуктов: все низкого качества. И то, что на рынке появляются такие продукты как Nemoloko – это производит вау-эффект. Оно вкусное, доступное во многих сетевых магазинах, а по цене мало отличается от коровьего молока.

Ввести в меню больше веганских блюд – когда уже были вегетарианские – это очень легко. Это очень интересная работа, которая позволяет ещё проработать меню, ещё улучшить вкус. Например, в “Рада и К” никогда не было яичных продуктов. Есть отличные растительные альтернативы: бананы, льняные семечки, манка – десятки вариантов. Сложностей нет никаких.

Расскажите про то, как вы занимаетесь продвижением.

Один из основных векторов продвижения – медиа личности, блогеры. Любой блогер с 5К и больше может прийти к нам и получиться вкусный обед за честный обзор. Мы только рады! Заодно это отличный способ познакомиться с интересными людьми, так что всех приглашаем — пишите в ВК!

Какие у вас дальнейшие планы?

В масштабируемости я вижу в единственное преимущество и перспективу. Формат очень компактный, можно копировать. Есть люди, которые хотели бы развивать веганскую гастрономию. Но у них много своих дел. Поэтому в идеале я хочу, чтобы это превратилось во франшизу, приносящую хороший доход и максимально упрощающую задачи в бизнесе. В этом случае масштабироваться можно очень легко. Этого ждут и в Европе, Канаде. Для них это уже естественное питание. Есть спрос, предложение.

Но и конкуренция больше!

Мы выбрали особенный вектор. Даже при наличии сильных конкурентов проект может существовать. Растительной кухни вообще становится больше, в Индии я обратил внимание на McDonalds: несколько лет назад там были те же самые блюда, что и у нас, за исключением того, что все мясо было куриным. Сейчас же там есть уже фалафель и другие веганские блюда. А также – разные линии производства, на которых не соприкасаются приготовление мясных и растительных блюд.

Считаете ли вы важным увеличивать количество растительных блюд в обычных ресторанах?

Важно дать понять ресторанам, в чем они выигрывают: во вкусе, в удобстве хранения (например, для мяса должны быть отдельные зоны, оно быстрее портится), в себестоимости. Пример с теми же яйцами, их использование — это просто привычка и традиции, отказ от яиц — это сплошная выгода и победа по всем фронтам.

Фотографии — Саша Почобут

    Алексей Иванов
    Алексей - координатор проекта "Едим лучше". Любит брать интервью у шеф-поваров и производителей, изучать тренды на рынке растительных альтернатив, фалафель и кофе. Уверен, что будущее - за растительным питанием, однако над этим надо много работать.