Почему крупные компании по производству мяса начинают выпускать растительные альтернативы?

В последние несколько месяцев такие компании как Tyson, Smithfield, Perdue, Hormel и  Nestlé выпустили собственные альтернативы мясным продуктам. Теперь в супермаркетах США покупатели могут найти говядину и курицу на растительной основе, продающиеся среди обычного мяса.

Основные причины, по которым люди сейчас сокращают количество мяса в своем рационе связаны со здоровьем и вкладом промышленного животноводства в климатические изменения,  в то время как раньше альтернативные мясным продукты были в основном направлены на веганов и вегетарианцев.

В сентябре Nestlé  запустили Awesome Burger “Невероятный бургер” – их ответ растительным бургерам Beyond Meat и Impossible Foods. Smithfield запустили линейку соевых бургеров, “мясных” шариков и колбас. Tyson представили частично мясной, частично растительный бургер. Perdue продает смешанные наггетсы, комбинируя мясо птицы и растительные ингредиенты, такие как цветная капуста и нут.

Однако появление этих мясных компаний на рынке растительных альтернатив вызывает подозрение и беспокойство у защитников окружающей среды. Они переживают, что эти компании могут поглотить маленькие стартапы или использовать бургеры на растительной основы для отвлечения внимания от других экологических проблем.

Глен Хоровитц, управляющий организацией по защите окружающей среды Mighty Earth, считает, что это обоснованное беспокойство, т.к. в течение многих лет крупные нефтяные компании покупали стартапы в области экологически чистой энергетики и, по сути, закрывали их. Он также добавляет, что скромный вклад в распространение растительного белка – это хорошо, но тем не менее это не компенсирует загрязнение, вызываемое мясными компаниями.

Веганские бургеры были на магазинных полках десятилетиями, но компании только сейчас начали разработку растительных продуктов, которые по  вкусу будут похожи на настоящее мясо, используя такие ингредиенты, как белки гороха и соя.

Пэт Браун, руководитель Impossible Foods, описывает проект создания растительного мяса как экологический императив. “Каждый аспект промышленного животноводства гораздо более экологически разрушителен и неэффективен с точки зрения использования ресурсов, по сравнению с производством растительных продуктов”.
Он даже установил дедлайн: исключить животные продукты с мирового рынка к 2035 году.

Однако не все его новые конкуренты настолько идеалистичны. Их цель – не разрушать мясную индустрию во имя устойчивости окружающей среды. Их цель – заработать денег.

“В первую очередь, мы – мясная компания”, – сказал Джон Паули, представитель Smithfield. “И не собираемся извиняться за это”.

Пэт Браун говорит, что в его планы не входит объединение с главными производителями мяса, чья маркетинговая мощь и инфраструктура цепи поставок могли бы помочь стартапам привлечь больше клиентов. Он отмечает, что инвестиции подобных компаний в белок растительного происхождения – “обнадеживающий знак”. Но также подчеркивает, что успех движения зависит от продуктов, которые  по-настоящему воссоздают вкус и текстуру мяса.

“Если продукты выпускаемые мясными компаниями не так уж и хороши, если они просто выпускают веганские бургеры, это можно не считать конкуренцией. Однако это усиливает веру потребителей в то, что растительные продукты не могут дать любителям мяса то, чего они хотят”. 

Beyond Meat тоже не волнуются. Итан Браун, исполнительный директор (не имеющий отношения к своему коллеге в Impossible Foods – несмотря на фамилию), говорит, что узкий фокус компании на растительных продуктов будет отличать их от поставщиков безмясного мяса.

Что касается смешанных бургеров, Браун добавляет, что никогда не слышал подобного запроса от потребителей. Маркетинговый директор Perdue, в свою очередь, объяснил решение запустить подобный продукт тем, что это будет удовлетворять запросы основных категорий покупателей – матерей и детей.

Impossible Foods стремится расширить свою деятельность на другие продукты растительного происхождения, такие как рыба без рыбы, и проникнуть в Китай. 

Летом компания не смогла удовлетворить растущий спрос на свои котлеты, что привело к нехватке продукции в ресторанах и заставило сотрудников работать по 12 часов, чтобы обеспечить работу производственного предприятия компании в Окленде.

Пэт Браун сказал, что Impossible Foods решила проблему с цепочкой поставок, сотрудничая с OSI Group, глобальной компанией по переработке пищевых продуктов, которая работала с такими известными брендами, как McDonald’s и Starbucks. Теперь Impossible Foods готова в четыре раза увеличить свои производственные мощности. Дни марафонских заводских смен закончились.

P.S. В России растительное мясо в этом году начал производить Наро-Фоминский мясокомбинат. В их линейке уже есть растительные сосиски, пельмени, колбаса и котлеты для бургеров. Также котлеты из растительного мяса в начале 2020 года готовится выпускать российский стартап Greenwise.

на основе статьи New York Times “The New Makers of Plant-Based Meat? Big Meat Companies
Перевод: Диана Саликова

Алексей Иванов
Алексей - координатор проекта "Едим лучше". Любит брать интервью у шеф-поваров и производителей, изучать тренды на рынке растительных альтернатив, фалафель и кофе. Уверен, что будущее - за растительным питанием, однако над этим надо много работать.