За прошедший год в российских СМИ увеличилось упоминаний Beyond Meat и других компаний по производству заменителей мяса, а также мяса на клеточной основе. Часто такие продукты называют общим термином «искусственное мясо», что порой ведет к путанице и фактическим ошибкам. Как можно более точно описать эти инновационные продукты, чтобы избегать ошибок?
Развитие технологий, а также увеличивающиеся инвестиции в эту область (1), привели к тому, что появляется все больше компаний, продукция которых максимально похожа на продукты животного происхождения, но в ее составе только растительные ингредиенты. Развитие биотехнологий также приводит к возможности создания мяса напрямую из клеток — без необходимости выращивания и убоя самих животных.
Все это способствовало росту количества статей про альтернативы мясу в российских СМИ. Однако, называя такие продукты закрепившимся во многих изданиях термином «искусственное мясо», есть шанс допустить ошибки. Например, перепутать методы производства Beyond Meat и Memphis Meats. Также путаница может возникать, когда речь заходит об инвестициях в стартапы по производству альтернатив.
Журналисты могут избежать ошибок, используя более точные определения. Так, например, Beyond Meat, Impossible Foods и российский производитель Greenwise производят мясозаменители исключительно из растительных ингредиентов. Поэтому их продукцию корректно называть растительным мясом (plant-based meat). Наше исследование показало, что 54% россиян готовы включать растительное мясо в свой рацион (2).
Такие компании, как Mosa Meat, Memphis Meats, а также российские Artmeat и 3d Bioprinting Solutions, используют принципиально другие технологии и работают над созданием продуктов, полученных из клеток животных — культивируемого мяса (cultivated meat). На рынке такая продукция еще не представлена. Инвестиции в стартапы в эту сферу составили примерно 290 миллиона долларов в первые 7 месяцев 2020 года. Причем за весь 2019 год эта цифра составила 75 миллионов долларов (3).
Часто статьи про культивируемое мясо сопровождают фотографиями пробирок и ученых в халатах. Однако процесс его производства в биореакторах будет скорее напоминать крафтовую пивоварню, а конечный продукт — внешне не отличаться от традиционно произведенного мяса (4). Например, на первом фото — сосиски из культивируемого мяса компании New Age Meats.
К тому же, мясо, полученное на промышленных фермах — зачастую с использованием антибиотиков, гормонов роста и неественно большого количества животных в одном ангаре — далеко не всегда соответствует критериям натуральности.
Согласно результатам нашего исследования, попробовать культивируемое мясо уже готовы 41% россиян (5).
Изначально статья опубликована на агропромышленном портале Агро21.
Ссылки:
(1) В первые 7 месяцев 2020 года в производителей растительного мяса получили примерно 1,1 миллиарда долларов венчурных инвестиций:
https://www.fairr.org/article/leading-food-firms-now-have-dedicated-teams-for-plant-based-products/
(2) https://nafi.ru/analytics/bolee-poloviny-rossiyan-gotovy-vklyuchit-v-svoy-ratsion-myasozameniteli/
(3) https://www.gfi.org/files/soti/INN-CM-SOTIR-2020-0512.pdf
(4) Фотографии тестовых продуктов от компаний, ведущих разработки культивируемого мяса, вы можете найти и свободно использовать в этой папке: https://drive.google.com/drive/folders/1EzFaVZcowCMCjr8LDI7xuwZqUAavOW1g
2-я фотография – Greenwise