Растительное мясо: сегодня — альтернатива, завтра — традиционная еда 

15 декабря прошел круглый стол в онлайн-формате, посвященный мировым трендам разработки новых продуктов питания. В дискуссии участвовали генеральный директор «ЭФКО Инновации» Андрей Зюзин, совладелец ресторана «Twins Garden» Иван Березуцкий, директор Федерального исследовательского центра питания, биотехнологии и безопасности, профессор Дмитрий Никитюк, генеральный директор «Союзмолоко» Артем Белов. Модератор дискуссии — телеведущая передачи «Утро России» на ТК «Россия-1» Елена Николаева.
Мы подготовили для вас краткий пересказ основных моментов круглого стола. 

Андрей Зюзин предлагает вывести из оборота термин «искусственное» мясо. Более точное определение — растительное.


  Почему не бывает искусственного мяса


Вначале рынок альтернатив находился в стадии латентного вызревания: кто-то купил какой-то стартап, кто-то открыл веганское кафе. Затем пришел Beyond Meat и все стало серьезно: в компании перестали позиционировать растительные альтернативы как продукты для вегетарианцев. Это просто вкусная и здоровая еда.

По прогнозам к 2040 году обычное мясо будет занимать 25% рынка, остальные 75% будут за альтернативами. 

Для ЭФКО выход на рынок растительных альтернатив значит идти в ногу со временем. Начали с HoReCa, чтобы люди распробовали и  посмотрели, как сервируется.

Сейчас на рынке альтернатив происходит переход от маленьких компаний к большим. Выходят экспериментировать большие производители, которые на масштабе выиграют в цене. Здесь много простора для экспериментов.


Новая глава в истории растительного мяса в России


Дмитрий Никитюк:
Существует 2 основных закона жизнедеятельности:

Первый: количество потребляемой энергии должно соответствовать ее тратам. Меньше — плохо, больше — плохо. В условиях пандемии энергозатрат становится все меньше.

Второй: мы должны потреблять не только необходимое количество макронутриентов, но и микронутриентов. В организм должно поступать примерно 170 элементов. Если длительно что-то не поступает — развиваются заболевания.

При этом организму все равно, каким путем попадут эти 170 элементов. Если придерживаться полностью веганской диеты, то необходимо дополнять ее тем, что организм недополучает из пищи: витамины, специализированные продукты (в первую очередь — витамин B12, который не содержится в растительных продуктах – прим. Едим лучше). Вегетарианцы есть среди спортсменов, детей и представителей всех групп населения.


важен разнообразный рацион!

Растительное мясо — это технологии будущего. Институт питания, в котором смотрят в завтрашний день, тесно сотрудничает и продолжит сотрудничать с ЭФКО. Мясные продукты не исчезнут, но сегмент альтернатив продолжит совершенствоваться.


Растительное мясо в ответ на засуху и пожары


Иван Березуцкий:
Общество развивается и альтернативный белок — это развитие. Растительное мясо — не искусственное. Оно натуральное. «Сомневаюсь, что оно полностью заменит когда-либо мясо в России. Однако оно должно существовать как одна из ветвей развития». 

Общество быстро меняется. Люди приходят в ресторан и осознанно делают выбор. В последние лет 5 это явно прослеживается. Большинство людей приходит к тому, что еда — это не топливо.

Альтернативы — не сиюминутное увлечение, это — тренд, который только набирает обороты.

Выходят на рынок альтернативы для людей, которые по каким-то причинам ищут замену продуктам животного происхождения. Появление на рынке таких товаров будет востребован и дальше. 

Если есть качественная альтернатива, чтобы уменьшить потребление мяса — это прекрасно.

Андрей Зюзин:
Вкусовые параметры у Hi!бургера — все как у мяса, но это не мясо. В ЭФКО выбирали компоненты, чтобы также было и много пользы, не только вкусовые. Но при этом эмоциональная составляющая при выборе еды превалирует.

Иван Березуцкий:
Самая большая задача — когда человек попробует, чтобы он не разочаровался. Большая часть людей, попробовавших растительное мясо, сказала, что это вкусно.

Если продукт качественный и похож на мясо, при этом обладая пользой, то потребитель сделает свой выбор в пользу него. 

Артем Белов:
Только в США и Китае разрешено называть растительные альтернативы «молоком». В России производители не имеют права называть молоком растительные напитки. Это — отдельная категория. При этом все ведущие мировые молочные производители присутствуют на рынке альтернатив. 

Бороться с глобальными трендами бессмысленно. Альтернативы животным продуктам — нормальный тренд и это естественно.

При этом все зависит от региона: в восточных странах сейчас только растет потребление животного белка. А, например, в Северной Европе, где в среднем потребляют примерно 400 кг молочных продуктов на душу населения в год, расти уже некуда. В России это показатель примерно 200 кг.

Так, в Китае происходит рост на 7-8% в год по продажам молочных продуктов. В западных странах, наоборот, рост спроса на растительные продукты. Продажи растительных напитков выросли на 30% в пандемию. Но выросло и потребление традиционных продуктов.

Дмитрий Никитюк:
Не бывает вредных и полезных продуктов. Бывает правильный и неправильный рацион.

Все пищевые привычки закладываются с детства. Если происходит нарушение питания в дошкольном возрасте и в школе, это отнимает примерно 5 лет жизни. Сейчас проблема в том, что ученые знают, как надо правильно питаться, однако нет хорошего механизма, чтобы широко донести эту информацию для разных групп населения.

Соя — отличный источник белка. Все ингредиенты в растительном мясе безопасны.
Мы должны дать людям варианты. Страна большая, должны быть разные альтернативы. Сегодня они называются альтернативами, а завтра станут традиционными продуктами.

Иван Березуцкий:

В случае альтернатив, в дальнейшем это будет отдельная классификация продуктов. Будут отходить от привычных вкусов и экспериментировать.
Но на данном этапе важно, чтобы они по вкусу были похожи на продукты животного происхождения — чтобы люди попробовали, сравнили, поняли вкус. 

Когда человек не понимает из чего сделана еда, он ей меньше доверяет. Чем меньше обработки видит — тем больше доверяет. Человек доверяет тому, что видит и понимает.

из инстаграма ресторана Twins Garden

На примере суши мы видим, как быстро тренды могут закрепиться в России. При этом Москва и Петербург быстро впитывают тренды. До регионов дольше доходит.

Прогноз на 5 лет:

Андрей Зюзин:
Неизбежно будем сближать фарму и биофудтех. Достижимый уровень  персонализации за этот период: на основе данных о нашем организме, нам могут сказать не что нам есть, а хотя бы то, что нам лучше не есть.

Потенциал по цене на горизонте 5 лет лучше, чем у мяса. Все крупные игроки вышли с альтернативами в фастфуд, из чего следует снижение цены.

Дмитрий Никитюк:
Необходимо стремиться к оптимизации питания на уровне семьи. Будущее – за персонализацией питания. Надо масштабировать грамотный подход к еде из института питания на всю страну.


Посмотреть запись круглого стола можно вот здесь

Алексей Иванов
Алексей - координатор проекта "Едим лучше". Любит брать интервью у шеф-поваров и производителей, изучать тренды на рынке растительных альтернатив, фалафель и кофе. Уверен, что будущее - за растительным питанием, однако над этим надо много работать.