Исследования: что едят россияне

Стали ли жители России есть больше растительных продуктов за последние годы? Едят ли они мясо каждый день? Стало ли популярнее овсяное молоко с приходом на рынок Nemoloko (спойлер – в 25 раз!). Люди какого возраста больше всего интересуются растительными альтернативами? Сколько россиян относят себя к вегетарианцам? Готовы ли люди платить больше за продукты без ГМО?
Мы составили обзор исследований за последние годы, чтобы узнать ответы на все эти вопросы! И в дальнейшем – сравнивать эти показатели с последующими исследованиями.

Россияне в среднем потребляют около 75 кг мяса в год, из которых 35 — птица, 25 — свинина и 15 — говядина (1), что в большей степени связано со стоимостью каждого вида мяса (2). Только 37% жителей России едят мясо каждый день (3), а 56,3% населения потребляет мясные изделия не чаще раза в неделю (4).

По наблюдениям с 2013 по 2018 года, за пять лет снизилось потребление мяса: с 72,3 кг до 68,5 кг в год у женщин и со 120,1 кг до 115,4 кг у мужчин. Больше всего за пять лет снизилось потребление рыбы — на 29% у женщин и на 28% у мужчин: в 2018 году в среднем женщины и мужчины съедали по 14,4 и 19,5 кг рыбы, соответственно.
Представители обоих полов значительно увеличили потребление яиц: в 2013 году женщины в среднем съедали 171,3 яйца в год, в 2018-м – уже 220,7, а мужчины – 300,2 и 364,8 штуки, соответственно. Женщины увеличили в своем рационе количество молочных продуктов: с 2013 года рост на 3%, до 285,5 л в год в пересчете на молоко, а у мужчин произошло снижение на 2%, до 310,8 л (5).


Почти половина (48%) россиян употребляют молоко и молочные продукты каждый день (6). Растительное молоко занимает менее 1% рынка молочной продукции. Однако с мая 2018 по апрель 2019 года продажи растительного молока увеличились на 561% в натуральном выражении, а овсяного — на 2531%, что обусловлено повышением его представленности в магазинах (7).

На растительное мясо уже готовы перейти 5% россиян. Доля тех, кто положительно относится к этому продукту, выше среднего среди респондентов в возрасте от 18 до 24 лет (7%) и ниже — среди респондентов старше 45 лет (3%). Согласно другому опросу, 38% жителей России стали бы есть растительные заменители мяса. А новое исследование показало, что 54% россиян готовы включать растительные продукты-заменители мяса в свой рацион*.


По разным данным, к вегетарианцам в России себя относят 1 (10)
, 2 (11) и 3% (12) жителей. Более точный опрос показал, что воздерживается от употребления мяса только 1% (13), притом в возрастных группах 25-34 и 55+ таких — 2% и именно в них наиболее велико число тех, кто снижает уровень потребления мяса. Примечательно, что 11% жителей России предпочитают не есть никаких видов мяса, птицы или рыбы (14), но справляются с этим в десять раз меньше людей. Продажи продуктов для веганов выросли на 102% с апреля 2018 до апреля 2019 года (15), при этом увеличившись на 32% за 2018 год (16).

В 2016 году 67% россиян считают важной экологичность производства продуктов питания. Экологичность была более значима для женщин, нежели для мужчин, а также для молодежи (от 18 до 34 лет) (17). Однако 61% всех опрошенных не готовы переплачивать за такие продукты.

Качественными пищевыми продуктами по мнению 72% жителей России являются те, что не содержат искусственных красителей и консервантов (18).

65% никогда не стали бы есть ГМО (19). За продукты без ГМО в 2019 году было готово платить больше около трети опрошенных  россиян (32%), но это на 13% меньше, чем в 2015 году (20).

69% россиян отдают предпочтение местным продуктам, даже если это подразумевает более скудный выбор (21). В зависимости от типа продукта, от 76 до 94% респондентов отдадут предпочтение российской продукции (22). В магазине от 61% россиян обращают в первую очередь внимание на происхождение продукты, предпочитая местные (23). Но в возрастной группе 18-24 таких меньшинство — 46% (24).

42% населения России заявляют, что едят только органическую пищу (25), что скорее говорит о неосведомленности о терминах. В 2019 году только 32% были готовы платить больше за экологически чистые продукты, что на 24% больше, чем в 2015 (26). Тем не менее сегмент продукции с пометками «био», «натуральный», «эко» демонстрирует одни из наиболее высоких темпов роста — 39% в денежном выражении (27).  На отметки «био», «эко» или «органик» в первую очередь обращают внимание 14% респондентов. Товары с ними более склонны выбирать жители крупных городов с населением более 500 тыс. человек (28). Наше исследование* также показало, что слово “веганский” на упаковке менее привлекательно для покупателей, в отличии от других обозначений.


Ссылки на источники:

  1. http://mcx.ru/upload/iblock/61d/61d430039b8863186a4fbb1f60fab1c6.pdf
  2. www.nielsen.com/ru/ru/insights/article/2017/meat-category-retail-audit/ 
  3. wciom.ru/index.php?id=236&uid=10047 
  4. https://www.gks.ru/folder/313/document/70761
  5. https://www.gks.ru/folder/313/document/70761
  6. https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10047
  7. https://www.nielsen.com/ru/ru/insights/article/2019/obzor-nielsen-rynok-molochnoy-produkcii/
  8.  ria.ru/20191021/1560008680.html
  9.  www.ipsos.com/ru-ru/pischa-dlya-razmyshleniy-nastoyaschee-myaso-ili-ego-zamenitel
    * https://nafi.ru/analytics/bolee-poloviny-rossiyan-gotovy-vklyuchit-v-svoy-ratsion-myasozameniteli/
  10.  wciom.ru/index.php?id=236&uid=9239 
  11.  www.mazm.ru/article/a-2122.html 
  12.  www.nielsen.com/ru/ru/insights/article/2017/meat-category-retail-audit/ 
  13.  faunalytics.org/detailed-results-for-russia-from-faunalytics-study-of-bric-countries/ 
  14.  www.ipsos.com/ru-ru/pischa-dlya-razmyshleniy-nastoyaschee-myaso-ili-ego-zamenitel 
  15.  www.nielsen.com/ru/ru/insights/article/2019/zelenaya-ekonomika-kak-eko-tovary-zavoevyvayut-rynok-fmcg/
  16. https://marketing.rbc.ru/articles/11133/
  17.  www.nafi.ru/analytics/rossiyane-ne-gotovy-pereplachivat-za-ekotovary/ 
  18.  romir.ru/studies/rossiyane-ne-gotovy-pereplachivat-za-produkty 
  19.  www.ipsos.com/ru-ru/pischa-dlya-razmyshleniy-nastoyaschee-myaso-ili-ego-zamenitel 
  20.  romir.ru/studies/rossiyane-ne-gotovy-pereplachivat-za-produkty 
  21.  www.ipsos.com/ru-ru/pischa-dlya-razmyshleniy-nastoyaschee-myaso-ili-ego-zamenitel 
  22.  wciom.ru/index.php?id=236&uid=9413 
  23.  www.nafi.ru/analytics/rossiyane-ne-gotovy-pereplachivat-za-ekotovary/ 
  24. https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10047
  25.  www.ipsos.com/sites/default/files/ct/news/documents/2019-08/ipsos_global_advisor_views_on_food_2018.pdf 
  26.  romir.ru/studies/rossiyane-ne-gotovy-pereplachivat-za-produkty 
  27. https://www.nielsen.com/ru/ru/insights/article/2019/zelenaya-ekonomika-kak-eko-tovary-zavoevyvayut-rynok-fmcg/
  28. www.nafi.ru/analytics/rossiyane-ne-gotovy-pereplachivat-za-ekotovary
Алексей Иванов
Алексей - координатор проекта "Едим лучше". Любит брать интервью у шеф-поваров и производителей, изучать тренды на рынке растительных альтернатив, фалафель и кофе. Уверен, что будущее - за растительным питанием, однако над этим надо много работать.