Новостной дайджест №3

Эта статья – копия нашей регулярной рассылки о новостях из мира растительных (и не только растительных!) альтернатив. Чтобы оперативно получать такие дайджесты 1-2 раза в месяц на вашу почту, можно подписаться на рассылку вот здесь: https://eatingbetter.ru/subscribe
Все слова в абзацах, выделенные курсивом – кликабельны.

События 

Представители ЭФКО сообщили, что 19 мая состоится вторая Deep Food Tech Conference. Мы были на первой конференции и в прошлом году и отметим, что в ЭФКО подняли уровень обсуждения продвижения альтернативных продуктов на новый уровень.
Deep Food Tech 2022 будет посвящена ESG-повестке в пищевой промышленности, новым технологиям производственного цикла и глобальным вызовам, стоящим перед индустрией.
Оставить заявку на регистрацию можно на сайте.

Новости 

В конце января Министерство сельского хозяйства Китая опубликовало свой пятилетний план, в котором специально упоминается культивируемое мясо в секции «передовые и междисциплинарные технологии».

А в февральском номере журнала «Агроинвестор» вышла наша статья про культивируемое мясо. Комментарии для статьи дали представители российских компаний 3D Bioprinting Solutions и ArtMeat.

С момента появления первой котлеты из искусственно созданного мяса не прошло и 10 лет. Тогда ее выпуск обошелся в несколько сотен тысяч долларов. Теперь стоимость производства такой продукции приблизилась к реальным цифрам, а сама ниша привлекает все больше новых инвестиций. В статье вы узнаете что происходит в сфере создания «мяса из пробирки», а также о том, когда и зачем нам ждать появления таких продуктов в российских ресторанах и на полках супермаркетов.

А в журнале «Мясной эксперт» опубликовали нашу статью о 5-ти преимуществах для мясопереработчиков и крупных пищевых компаний в плане запуска линеек растительных альтернатив.
Ведь у таких компаний есть все ресурсы, чтобы стать одними из лидеров в области растительных альтернатив.

В «Коммерсанте» опубликовали статью о том, что продажи растительных альтернатив мясу в США в 2021 году снизились на 0,5% — по сравнению с годом ранее. А в Vox вышел материал, объясняющий, с чем такое падение (а также резкий рост продаж альтернатив в начале пандемии) было связано.

В 2020-м многие мясные заводы испытывали большие проблемы из-за заболеваний работников. Также, ввиду закрытия ресторанов, у людей появилось больше времени самим готовить новые блюда из растительных продуктов. Но по мере возобновления работы ресторанов структура потребления начала возвращаться в привычное русло, и рост потребление растительного мяса снизился. И хотя было нереально ожидать, что сектор сохранит стремительный рост в 2020 и начале 2021 года, проблемы с цепочкой поставок, ощущаемые во всей экономике, в конечном итоге коснулись и индустрии растительного мяса.

Также летом 2021 года из-за засухи в Канаде производство гороха в стране сократилось на 45 процентов, из-за чего цена на желтый горох (его используют 16% растительных альтернатив в США) выросла. Это, в свою очередь, сказалось на повышении цен на альтернативы. Плохие погодные условия затрудняли и доставку продуктов в нужные сроки, из-за чего они порой портились.

При этом мы видим увеличивающийся с каждым годом рост интереса крупных игроков к альтернативным продуктам, а также рост инвестиций в этот сектор. Также с каждым годом улучшаются технологии производства альтернатив. Это во многом говорит о том, что рост интереса к таким продуктам будет сохраняться. 

Однако важно помнить, что долгосрочные препятствия для расширения масштабов производства альтернатив остаются. Так, по данным Good Food Institute, отрасль альтернативных продуктов будет оставаться уязвимой к нехватке ингредиентов, если не будет больших инвестиций в поиск поставщиков, исследования альтернативных ингредиентов (чтобы не зависеть преимущественно от гороха, пшеницы, сои и кокосового масла), а также в улучшения отношений с производителями ингредиентов.

Инвестиции 

Сингапурская компания Next Gen Foods привлекла $100 миллионов в рамках раунда финансирования серии А. Эта сумма стала крупнейшей для этого раунда среди всех компаний, производящих мясо растительного происхождения.
Next Gen Foods производит альтернативы куриному мясу. Полученные деньги пойдут на расширение на рынке США, а также на дальнейшие исследования и разработки.

Solar Foods – компания, создающая белок “из воздуха” – получила 10 миллионов евро инвестиций. Компания разрабатывает Solein – это инновационный одноклеточный белок, изготовленный из микробов, культивируемых с помощью электричества и улавливаемого из воздуха углекислого газа. В Solar Foods утверждают, что ее полностью естественный процесс ферментации аналогичен производству дрожжей, в результате чего получается самый чистый и устойчивый белок в мире. 

Американская компания по производству вертикальных ферм Plenty в рамках финансирования серии E получила $400 миллионов, что стало крупнейшим на сегодняшний день раундом для компании, занимающейся выращиванием продуктов в закрытых помещениях.

Венчурная компания Unovis Asset Management, специализирующаяся на альтернативных продуктах, закрыла фонд в размере 166 миллионов долларов, который она будет использовать для дальнейшего расширения своего портфеля альтернативных белков.

Новый отчет GFI показывает, что для удовлетворения ожидаемого мирового спроса к 2030 году потребуется более 800 заводов, производящих 30 000 метрических тонн мяса на растительной основе в год. В GFI подчеркивают, что инвестиции в производство растительных альтернатив имеют решающее значение для того, чтобы масштабирование могло реально приблизиться к этому уровню. Объем необходимых инвестиций оценили в размере $27 миллиардов. 

Black Sheep Foods получили $5,2 миллиона финансирования. Что интересно, в компании разрабатывают альтернативы баранине, ягнятине и оленине — совсем не типичным видам мяса.

©Nicola Parisi

Согласно изданию Green Queen, в компании используют аналитическую химию, чтобы «разложить по полочкам» состав мяса. Выявляя компоненты, которые придают мясу богатый вкус и запах, компания воссоздает их в растительной вариации. На совершенствование процесса ушло два года, и он продолжается. Причем в Black Sheep Foods стремятся использовать технологии ферментации. На смесь горохового протеина, какао-масла и других ингредиентов, которые в настоящее время использует Black Sheep, в компании ожидают получение патента.

Отметим, что в России пока что очень мало качественных альтернатив куриному мясу, поэтому работать над созданием более «экзотических» видов на наш взгляд не очень практично. Но нужно помнить и о локальных особенностях регионов. Например, компания ArtMeat работает в том числе над созданием культивируемой конины, так как в Татарстане, где находится компания, этот тип мяса довольно популярен. 

Новинки 

Февраль начался с большого количества новинок! 

Green Fish Agama выпустили растительную альтернативу рыбе сибас и готовят еще несколько новинок!
А на днях на производстве «Агамы» побывала Ольга Косникова — пищевой химик, автор блога «Страшная химия». Ольга уже «по косточкам» разбирала несколько растительных альтернатив (#Немясо, Hi!, имитированную икру от «Европром»). С нетерпением ждем пост про Green Fish Agama.

Greenwise выпустили котлеты на основе гороха, а также 2 вида йогуртов. Найти все это уже можно как минимум в «Самокате» в Москве и Петербурге. Также в этих городах в разделе «Стартап-полка» теперь можно найти еще большее количество растительных продуктов. 

5Yes! выпустили питьевой йогурт на основе кешью и кокоса с малиной и клубникой 

    Алексей Иванов
    Алексей - координатор проекта "Едим лучше". Любит брать интервью у шеф-поваров и производителей, изучать тренды на рынке растительных альтернатив, фалафель и кофе. Уверен, что будущее - за растительным питанием, однако над этим надо много работать.