Растительное мясо в ответ на засуху и пожары

   Мы часто слышим, что нужно экономить воду, принимая душ вместо ванны, или не забывать выключать кран при чистке зубов. Однако прямое потребление воды на самом деле составляет лишь небольшую часть водопотребления среднестатистического человека. В развитых странах на потребление мяса приходится самое высокое потребление воды. В целом на производство животной продукции приходится почти треть мирового потребления воды. И это в то время, когда засухи и связанные с ними пожары становятся все более частыми и катастрофическими явлениями. Никогда еще необходимость популяризации растительных альтернатив не была столь актуальной.

В последнее время горели леса на Урале и в Сибири, а несколько месяцев назад весь мир с ужасом смотрел на масштабные пожары в Австралии и Калифорнии. Все эти катастрофы являются результатом все более частых и интенсивных периодов засухи, от которой страдают многие регионы мира. Вскоре вода может стать нашим самым важным ресурсом, поэтому важно определить области человеческой деятельности, в которых можно добиться наибольшей экономии. Похоже, что такая область – это животноводство: во-первых, потому что оно поглощает больше всего воды, во-вторых, потому что уже есть реальные альтернативы.

   Водный след продукта (англ. product water footprint) – т.е. количество воды, используемой при производстве товаров и услуг, для любого продукта животного происхождения имеет более высокое значение, чем водный след растительного продукта с аналогичной питательной ценностью. Это связано с тем, что водный след животной продукции состоит, помимо прочего, из воды, необходимой для производства огромного количества корма. Чрезвычайно влагоемким продуктом является говядина: для производства 1 кг говядины требуется более 15 000 литров воды, что равнозначно приёму ванны 150 раз.

Независимо от того, считаете ли вы калории, белки или жиры, получение их непосредственно из растений является более эффективным с точки зрения потребления воды, чем получение их из продуктов животноводства. Например, чтобы получить 1 килокалорию из богатых крахмалом злаков или растений, нужно пол-литра воды; из яиц – 2,3 литра; из курицы – 3 литра; из говядины – 10,2 литра. Для получения грамма белка из бобовых необходимо 19 литров воды; из яиц – 29 литров; из молока – 31 литр; из курицы – 34 литра; из свинины – 57 литров; из говядины – 112 литров. Это означает, что для производства белка из сои или бобов требуется в 1,5 раза меньше воды, чем для производства яиц или молока, в 2 раза меньше, чем для производства курицы, в 3 раза меньше, чем для производства свинины и в 6 раз меньше, чем для производства говядины.

 А как выглядит ситуация на рынке готовых продуктов? Давайте рассмотрим примеры популярных бургеров. Исследователи определили водный след для соевых бургеров, производимых одной нидерландской компанией. Для 150-граммового бургера он составил 158 литров, 99,9% из которых было связано с процессом дистрибьюции, а не с самим производством котлеты. Водяной след традиционного говяжьего бургера 150 г составляет 2350 литров, что в 15 раз больше. Другая группа исследователей решила определить водный след Beyond Burgers. По их расчетам, также охватывающим каждый этап производства и дистрибьюции, но с использованием другого метода расчета водного следа, для производства знаменитого продукта Beyond Meat требуется на 99,5% меньше воды, чем для производства обычного бургера (1,1 и 218,4 литра соответственно).

Следует помнить, что использование воды само по себе не ограничивает воздействия животноводства на состояние этого драгоценного ресурса. Промышленное животноводство предполагает концентрацию огромного количества животных на небольших участках земли и, как следствие, значительное загрязнение грунтовых и поверхностных вод фекалиями и другими производственными отходами. К таким загрязнителям относятся фосфаты и нитраты, приводящие к цветению водорослей, эвтрофикации и возникновению мертвых зон в водоемах, а также различные виды патогенных микроорганизмов (вирусы, бактерии) и антибиотики, анаболические стероиды и другие кормовые добавки.

Все это заставляет пересмотреть роль животноводства как ведущего источника белка, столь необходимого для питания растущего населения. Поэтому роль производителей и дистрибьюторов продуктов питания заключается в том, чтобы серьезно относиться к растительному мясу как к более устойчивой альтернативе традиционным продуктам. Каждый месяц засухи и сохраняющаяся опасность пожаров напоминают нам о том, что защита наших водных ресурсов является основополагающим и неотложным вопросом. Растительное мясо, а в ближайшем будущем и другие альтернативные источники белка, такие как культивируемое мясо, могут стать ключом к решению этой насущной проблемы.

Оригинал: https://roslinniejemy.org/blog/mieso-roslinne-odpowiedzia-na-susze-i-pozary

Перевод с польского: Александр Ефимов.

Источники: 

Arjen Y. Hoekstra i Mesfin M. Mekonnen. 2011. “The Water Footprint of Humanity”, PNAS 109 (9).

Ercin, A. Ertug, Maite M. Aldaya i Arjen Y. Hoekstra. 2012. “The Water Footprint of Soy Milk and Soy Burger and Equivalent Animal Products”, Ecological Indicators 18: 392-402. 

Food and Agriculture Organization of the United Nations i International Water Management Institute. 2017. Water pollution from agriculture: A global review

Heller, Martin C. i Gregory A. Keoleian. 2018. “Beyond Meat’s Beyond Burger Life Cycle Assessment: A detailed comparison between a plant-based and an animal-based protein source”, CSS Report, University of Michigan: 1-38. 

Mekonnen, Mesfin M. i Arjen Y. Hoekstra. 2012. “A Global Assessment of the Water Footprint of Farm Animal Products”, Ecosystems 15: 401–415. 

Scanes, Colin G. 2018. “Impact of Agricultural Animals on the Environment”, w: Animals and Human Society, red. Colin G. Scanes and Samia R. Toukhsati: 427-449.