Новая глава в истории растительного мяса в России

В апреле 2019 года в Россию начали импортировать Beyond Meat, что вызвало первую волну интереса к растительному мясу в ресторанном бизнесе, а затем и ритейле. Вчера состоялась презентация нового растительного мяса от группы компаний «ЭФКО» и на наш взгляд это откроет новую главу интереса к альтернативам мясу!
В разработку первых продуктов  в компании вложили более 100 млн рублей. А в планах – нарастить объемы производства до 40 тыс. тонн в год и вложить в производство 4 миллиарда рублей в течение трех лет .
На мероприятии побывал координатор “Едим лучше” Алексей Иванов, который поделился своими впечатлениями. 

Презентация прошла в Novikov School и состояла из 3 этапов: сначала было слепое тестирование трех различных растительных котлет, затем – проба двух различно приготовленных котлет от “ЭФКО”, а в конце – подведение итогов и рассказ о дальнейших планах.
Оценить 3 котлеты надо было по внешнему виду, текстуре, цвету, запаху, а также вкусу. После дегустации организаторы сообщили, что под первым номером была котлета “ЭФКО”, которая стала победителями в моей оценке и обошла конкурента под №2 на 2 балла и №3 на 7.
Хорошие отзывы о новом продукте оставил и основатель “Теремка” Михаил Гончаров (на днях в Теремке появится замена Beyond Meat – правда, это будет другой российский производитель), а также представители нескольких других ресторанных сетей. 

Затем состоялась проба котлет “ЭФКО” в готовом виде. За приготовление бургеров отвечали Геннадий Сухарев (бренд-шеф ЭФКО), Олег Чакрян (бренд-шеф ТАНУКИ) и Владимир Чистяков из BURO TSUM (читайте наше интервью с ним), который поделился своими впечатлениями:

Мне, как шеф-повару премиум ресторана, важно наличие альтернатив мясу. Мы думаем как предоставить людям с каким-то ограничениями (кто не есть обычное мясо, глютен, с аллергиями) полезную альтернативу. Мне нужен пластичный продукт, как, допустим, фарш: из него можно делать интересные и качественные продукты, которые подойдут всем.

Я первый раз попробовал котлету в августе и она по всем качествам превосходила все альтернативы. Сегодня я попробовал новую версию котлеты и на мой взгляд это — реально крутой результат, которым мы должны гордиться. Я в прошлом году провел в США 3 месяца, где перепробовал огромное количество растительных альтернатив в поисках интересного продукта, но такой не нашел. Чаще всего там работают с Beyond Meat, но по цене он может не всем подходить в России.

Не стоит говорить, что это «мясо». Моя практика показывает, что веганы — они на то и веганы, что не едят мясо. Это — альтернативный продукт, из которого можно сделать альтернативное мясо или альтернативное люля, которое будет у меня в ресторане. Его я буду в скором времени использовать в своей сети сэндвичных. Это реально интересный продукт и на него уже есть куча запросов. За этим будущее!


Геннадий Сухарев, Олег Чакрян и Владимир Чистяков

Бургеры, на мой взгляд, значительно отличаются от привычных веджи-бургеров, которые уже много лет можно попробовать в вегетарианских/веганских заведениях (при этом я сам являюсь большим поклонником таких бургеров!). Единственное исключение из того, что я уже пробовал до этого и что можно найти  в России – Beyond Meat, который также значительно отличается своими характеристиками.  Из того, что в России нет, могу также выделить Vegetarian Butcher – их котлеты используют в Impossible Whroper в Burger King’e в некоторых европейских странах.

 Основные моменты, на которых в компании акцентировали особое внимание при разработке новинки:

Вкус: основной задачей, по словам исполнительного директора “ЭФКО” Сергея Иванова, было повторить вкус домашней бабушкиной котлеты

Натуральная ароматика:
запах является одним из ключевых элементов, влияющих на общее восприятие вкуса (поэтому еда нам кажется менее вкусной, когда мы простываем!).

Белок
по аминокислотному составу котлета “ЭФКО” полностью соответствует рекомендациям ВОЗ.

Добавление витаминов B12 и B7 – это особенно важно, так как в растительных продуктах витамин B12 не содержится.

Жир: также один из важных элементов в создании вкусных альтернатив. Именно то, что растительные котлеты не сочатся, порой отмечали участники некоторых дегустаций, проходивших до этого.
Учитывая, что в “ЭФКО” одни из основных видов деятельности – переработка масличных культур и производство специализированных жиров, за эту часть процесса производства можно быть спокойными.

Причем котлеты – это только начало. В планах у “ЭФКО”– нарастить объемы производства до 40 тыс. тонн в год в течение трех лет. Вместе с расширением производства будет развиваться и ассортимент продукции: к растительным бургерам и котлетам добавятся фарш, наггетсы, шницель и другие полуфабрикаты. Также в компании будут выпускать и специальные соусы, подчеркивающие вкус растительных продуктов.

Попробовать новинку можно будет в нескольких кафе Москвы уже в ближайшее время, а на первый квартал 2021 года запланированы массовые продажи.

А следующий вызов у “ЭФКО” – повторить вкус соевого бургера, используя при этом белок, полученный из подсолнечника.

Алексей Иванов
Алексей - координатор проекта "Едим лучше". Любит брать интервью у шеф-поваров и производителей, изучать тренды на рынке растительных альтернатив, фалафель и кофе. Уверен, что будущее - за растительным питанием, однако над этим надо много работать.